СОдержание


Часть первая


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 4
Что изучает психология. 4
Предыстория научной психологии. 4
Возникновение научной психологии. 4
Основные направления западной психологии. 4
Развитие отечественной психологии. 4
Отрасли психологии. 4
Психология теоретическая и практическая. 4
ТЕМА 2 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 18
Наблюдение. 18
Эксперимент. 18
Стратегии психологического исследования. 18
Психодиагностические методы. 18
Метод анализа продуктов деятельности. 18
Анкетирование. 18
Беседа или интервью. 18
Методы консультационной, развивающей и 18
психокоррекционной работы. 19
ТЕМА 3 ПСИХИКА И МОЗГ 27
Строение и функции нервной системы. Физиологические механизмы
психической деятельности. Взаимосвязь биологических и социальных
факторов в психическом развитии. 27
ТЕМА 5 СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 42
Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Сознание и
бессознательное. 42


РАЗДЕЛ II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА 1 ОЩУЩЕНИЯ 45
Что такое ощущения. 45
Виды ощущений. 45
Основные закономерности ощущений. 45
Взаимодействие ощущений. 45
Развитие ощущений. 45
ТЕМА 2 ВОСПРИЯТИЕ 52
Что такое восприятие. 52
Виды восприятия. 52
Основные свойства восприятия. 52
Индивидуальные особенности восприятия. 52
Наблюдения и наблюдательность. 52
Особенности восприятия младших школьников. 52
ТЕМА 3 ПАМЯТЬ 61
Что такое память. 61
Виды памяти. 61
Процессы памяти. 61
Качества памяти. 61
Представление. 61
Индивидуальные различия памяти. 61
Особенности памяти младших школьников. 61
ТЕМА 4 ВНИМАНИЕ 71
Что такое внимание. 71
Внимание и личность. 71
Виды внимания. 71
Основные свойства внимания. 71
Особенности внимания младших школьников. 71
ТЕМА 5 ВООБРАЖЕНИЕ 78
Что такое воображение. 78
Виды воображения. 78
Психологические механизмы воображения. 78
Развитие воображения у младших школьников. 78
ТЕМА 6 МЫШЛЕНИЕ 85
Мышление - опосредованное и обобщенное познание 85
окружающего мира. 85
Мышление и речь. 85
Основные формы мышления. 85
Мыслительные операции. 85
Понятия и их формирование. 85
Решение мыслительных задач. 85
Виды мышления. 85
Качества ума. 86
Некоторые особенности мышления младших 86
школьников. 86


РАЗДЕЛ IV. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
ТЕМА 1 ТЕМПЕРАМЕНТ 112
Что такое темперамент. 112
Физиологические основы темперамента. 112
Психологические характеристики темпераментов. 112
Темперамент и общение. 112
Темперамент и характер. 112
Темперамент и способности. 112
Взгляд на младших школьников сквозь призму их 112
темпераментов. 112
ТЕМА 2 ХАРАКТЕР 118
Что такое характер. 118
Черты характера. 118
Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. 118
Формирование характера у младших школьников. 118
ТЕМА 3 СПОСОБНОСТИ 124
Что такое способности. 124
Общие и специальные способности. 124
Способности и личность. 124
Развитие способностей у младших школьников. 124

РАЗДЕЛ V. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 134
Общее понятие о деятельности. 134
Движение и действие. 134
Знания, умения, навыки. 134
Психологическая характеристика деятельности. 134
Основные виды деятельности. 134
ТЕМА 2 ЛИЧНОСТЬ 141
Личность, индивид, индивидуальность. Личность и социальные роли. Самосознание личности, «Я-концепция». Механизмы психологической защиты личности. 141
ТЕМА 3 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 148
Понятие о группах и коллективах. Взаимоотношения людей в группах. Массовые социально-психологические явления. 148

РАЗДЕЛ VI.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
ТЕМА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 158
Ведущая деятельность в контексте возрастного 158
развития. 158
Сотрудничество и общение ребенка со взрослым. 158
Обучение и развитие. 158
ТЕМА 2 ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ 162
Возрастная периодизация психического развития. 162
Движущие силы психического развития. 162
Единство возрастных и индивидуальных особенностей 162
развития. 162
Понимание индивидуальности ребенка как ценности. 162

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ТЕМА 1 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 174
Физическое, психическое и психофизиологическое 174
развитие ребенка. 174
Своеобразие младшего школьного возраста как этапа 174
развития. 174
Ценность младшего школьного возраста. 174
ТЕМА 2 ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 177
Кризис 7 лет. 177
Психологическая готовность к школьному обучению. 177
ТЕМА 3 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 181
Специфика учебной деятельности в младшем 181
школьном возрасте. 181
Мотивы учения. Умение выделять учебную задачу. 181
Учебные действия. Действие контроля. 181
Оценка. Оценка и отметка. 181
Формирование у ребенка позиции учащегося. 181
ТЕМА 4 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 190
Специфика мышления в младшем школьном возрасте. Овладение основными мыслительными действиями. Становление внутреннего плана действий. Развитие рефлексии. 190
ТЕМА 5 ВОСПРИЯТИЕ, ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 196
Развитие восприятия. Развитие памяти. Развитие внимания. 196
ТЕМА 6 РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ 203
ТЕМА 7 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 204
ТЕМА 8 ОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ 208
Отношения со сверстниками. 208
Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников. 208
ТЕМА 9 ТРУДНЫЕ ДЕТИ 212
Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). 212
Леворукий ребенок в школе. 212
Эмоциональные нарушения в младшем школьном 212
возрасте. 212



Учебник полностью, не разбитый на части
Hosted by uCoz